Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Дукорский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа»
Парады выпускнікам |
Як зладзіцца з экзаменацыйным стрэсам:
Вы б не змаглі навучацца па дадзенаму курсе ціспрабавацьздаць той цііншыпрадмет, калі б у вас не было на тое здольнасцяў. Гэтазначыць, штокалі вы падрыхтуецеся да іспытуналежнымчынам, то абавязковаягоздасце, без лішнягахвалявання і турботы.
Спрабавацьзаўсёдыбыцьпаспяховым і цягнуцца да зорак - гэтавыдатна. Але пры
гэтымнеабходнапрытрымлівацца балансу. Думаючы, штоадзнакаменшчым“выдатна”азначае“правал”, падвяргаецесябебескарыснамустрэсу. Неабходназаўсёдыімкнуццарабіцьусё добра, але забываць, штоніхто не можазаставаццадасканалым.
Калі вы штосьці не разумееце ў матэрыяле курсу, то звернецеся за дапамогай да
педагога цісябра. Праблемынеабходнавырашаць у корані.
Шукаючыпадтрымку ў сяброў і падзяляючыся з імісваіміпраблемамі, вы тымсамымзначназмяншаеце сваю трывогуперадхуткіміспытам.
Як падрыхтавацца да здачы экзаменаў
Экзамен – гэта своеасаблівая барацьба, у якой трэба выявіць сябе, паказаць свае магчымасці і здольнасці!
Памятка для бацькоў па выбары прафесіі |
Паважаныя таты і мамы!
Выбар прафесіі - важная і адказная справа!
ЭКЗАМЕН - это соревнование, и к нему надо быть готовым не только интеллектуально, но и психологически. Положительный настрой и уверенность в себе обеспечивают 50 процентов успеха в этой борьбе.
Приём «5 шагов»
СОСТАВЬТЕ чёткий план подготовки к экзаменам. Рассчитайте дни и распределите темы, но помните, что последние сутки должны быть посвящены повторению и обобщению пройденного материала.
Обязательно чередуйте отдых и занятия. Для абитуриентов и студентов 50-60 минут занятий, 10 - перерыв. В перерыве лучше заняться механической работой, не "загружая" голову (помыть посуду, подмести пол и т. д.).
При подготовке наше внимание рассеивается. Чтобы этого не происходило, уберите все лишние предметы со стола.
В комнате должен быть свежий воздух, по линии взгляда хорошо повесить картину или коллаж, где были бы жёлтый, голубой, фиолетовый - эти цвета повышают эффективность занятий.
Поставьте сирень или зажгите аромалампу с запахом цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияют на память.
Включите спокойную фоновую музыку, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Дольше удержать внимание на изучаемом предмете помогает приём "пять шагов" - обзор, вопрос, изучение, пересказ, обзор. Выполняется он так:
Шаг 1. Вы просматриваете материал и бегло его читаете, чтобы получить общее представление о предмете.
Шаг 2. Вы придумываете к каждой теме, заголовку или, если необходимо, к каждому абзацу по одному вопросу (желательно их записать).
Шаг 3. Вы внимательно читаете текст, по ходу чтения пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.
Шаг 4. Вы отвечаете на эти вопросы.
Шаг 5. Вы ещё раз просматриваете материал, внимательно изучая трудные места.
Если вы испытываете сильное волнение перед экзаменом, попробуйте применить некоторые психологические методы. Один из них называется "доведение до абсурда". Вы представляете себе полный провал и неудачу, и так много раз. Доводите ситуацию в своём воображении до абсурда, и, когда придёте на настоящий экзамен, вам будет намного легче. Лучше, если вы не будете ждать, а сразу пойдёте в аудиторию.
Очень важно высыпаться перед экзаменом, даже если осталось 1-2 билета, лучше их не выучить, чем пойти на экзамен сонным.
Поиграйте в ассоциации
УЖЕ давно существуют эффективные способы запоминать учебный материал, только, к сожалению, учащиеся мало о них знают.
Очень хороший способ запоминать - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Если экзамен устный, то для выработки чёткой и внятной речи наговаривайте ответы на магнитофон, стоя перед зеркалом. Это мобилизует человека и вводит его в состояние лёгкого волнения, приближающееся к тому, которое люди испытывают на экзамене. Попутно магнитофонная запись позволит вам узнать, чётко ли вы говорите, поймут ли вас. Зеркало позволит посмотреть на себя со стороны - насколько уверенно вы выглядите, убедительны ли ваша мимика и жесты.
При запоминании не заучивайте текст целиком. Структурируйте материал в логическую цепь. Для этого хорошо использовать картинки, схемы, планы, это активизирует зрительно-образную память, которая у большинства людей развита лучше, чем механическая. Обязательно записывайте и зарисовывайте их на бумаге - потом это поможет вспомнить всё на экзамен. Как это ни покажется странным, но написание шпаргалок тоже помогает структурировать и запоминать материал, но вам совсем не обязательно ими пользоваться.
Для того чтобы легко запомнить какие-либо списки, данные в точной последовательности, придайте им смысловую структуру. Придумайте с первыми буквами, слогами или словами связные предложения.
Все с детства помнят считалочку про цвета радуги: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан", а вот астрономы придумали себе другую считалочку, чтобы запомнить последовательность планет. "Морской Вол Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Еще один способ запомнить всё в точном порядке - это "привязать" каждое слово к уже имеющейся последовательности. Например, мысленно пронумеруйте все предметы в вашей квартире начиная от двери. Например: вешалка - водород, зеркало - литий, подставка для обуви - натрий, и так далее вся таблица Менделеева. Причём этот список вы можете использовать для неограниченного числа последовательностей.
Ассоциативный метод позволяет запоминать большое количество иностранных слов или непонятных терминов. Например, английское слово "роог" [пу'а] - "бедный". Придумываем образ, созвучный со значением, - "духи (ПУА-зон) не для БЕДНЫХ". Главное - проявить фантазию, и вы найдёте на каждое слово свою ассоциацию, необязательно, чтобы она точно передавала произношение, его вы всё равно запомните. Есть интересная особенность: чем неприличнее и вычурнее образ, тем он легче запоминается.
Начинается период больших экзаменов - выпускных и вступительных. А можно ли с помощью умело составленной трапезы сдать их на "отлично"?
НАША умственная деятельность - это результат биохимических процессов, происходящих в клетках мозга. И чтобы эти процессы протекали гладко, надо обеспечить мозг всем необходимым для его работы. Поэтому правильно составленное меню - одно из слагаемых успеха. Клетки головного мозга в качестве питания признают исключительно глюкозу, которую поглощают в огромных количествах. Американские медики из Университета Иллинойса провели эксперимент - у крыс, ищущих путь в лабиринте, измерили уровень глюкозы в части мозга, ответственной за ориентацию. Опыт показал, что умственная деятельность буквально "сжигает" глюкозу: в работающей части мозга её уровень оказался ниже на 30%, чем в других, не связанных с ориентацией.
«Умные» продукты излишне калорийны
САМЫЙ простой и быстрый способ "зарядить" организм глюкозой - это съесть чего-нибудь сладенького: конфеты, мороженое, варенье или шоколад. Они быстро расщепляются до глюкозы, и прилив энергии ощущается практически моментально.
Однако "сладкая диета" хороша как разовая помощь непосредственно во время "мозгового штурма". Длительно её соблюдать нельзя: она очень калорийна и ведёт к проблемам с лишним весом. Если вам предстоит учебный марафон, нужно позаботиться о том, чтобы питание было сбалансированным и разнообразным.
Получить глюкозу можно и из полезных продуктов. Поскольку глюкоза содержится в составе углеводов, на вашем столе обязательно должны присутствовать молоко, каши и хлеб грубого помола. Большое количество крахмала, а значит, и глюкозы, содержат картофель, свёкла, морковь и бобовые (фасоль, горох и чечевица). Неплохо накануне экзаменов побаловать себя сладкими фруктами и ягодами, которые содержат другое любимое лакомство мозга – фруктозу. Земляника, клубника, черника, клюква содержат от 4 до 10% натуральных сахаров - глюкозу, фруктозу и сахарозу, которые прекрасно усваиваются организмом, а помимо этого и другие полезные вещества.
Не глюкозой единой
В ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ пору почаще устраивайте рыбные дни. В рыбе содержатся не только вещества, активизирующие работу мозга, но и йод, недостаток которого чреват ослаблением умственной деятельности. Помимо этого в рыбе есть холин и лецитин - вещества, необходимые мозгу при длительной работе.
Бороться с усталостью, которая неизбежна при длительной умственной работе, помогают продукты, содержащие витамины группы В, - мясо, рыба, орехи, каши и ржаной хлеб, нормализуют работу нервной системы, мышц и сердца.
И спать, спать, спать...
НО ОДНИХ "умных" продуктов недостаточно. Кроме того, очень важно перед «мозговым штурмом» хорошо выспаться. Клеткам мозга, чтобы не "сломаться", необходимо периоды активной деятельности чередовать с отдыхом. При бесперебойной работе может запросто "поехать крыша". Утром непременно сделайте зарядку. Перед экзаменом хорошо бы прогуляться пешком - мозг занимает первое место среди крупных органов человека по потреблению кислорода, и недостаток свежего воздуха чреват серьёзными сбоями в его работе.
На экзамены – без страха
(для детей и их родителей)
Тормоза
и стимуляторы
ЭКЗАМЕН - это всегда стресс, сопровождающийся выбросом адреналина. Повышаются тревожность, потоотделение, возникают страх и проблемы с кишечником (живот «крутит», понос). Но спасаться от трясущихся поджилок валерьянкой можно не всем. Для мнительных, тревожных людей применение простых успокаивающих средств оправданно. Но седативные препараты не только снимают мандраж, они «тормозят» все реакции и, главное, работу головного мозга. Поэтому, если ваш ребёнок уравновешен и отличается хорошей реакцией, он и сам способен справляться со стрессом. Успокаивающие средства только помешают ему сосредоточиться.
Некоторые в ходе подготовки к экзаменам усиленно пьют ноотропные препараты, чтобы запомнить как можно больше материала в короткий срок.
Эти препараты действительно повышают активность головного мозга за счёт улучшения обменных процессов и кровообращения. Однако неправильное применение ноотропов может вызвать гиперстимуляцию мозга, которая сопровождается повышенной раздражительностью, возбудимостью, нарушением сна, и даже спровоцировать приступы эпилепсии или мигрени. Поэтому ноотропы и любые другие подобные препараты должны назначаться подросткам только после специальных обследований.
Без перерыва недалеко до срыва
НЕ ДОПУСКАЙТЕ перегрузок. Через каждые 40-45 минут сидения над учебниками надо устраивать 5-10-минутные перерывы - прогуляться, послушать музыку, можно даже заняться домашними делами: помыть посуду, постирать бельё. Это ведь тоже смена деятельности. В какое время лучше всего запоминается материал, зависит от состояния нервной системы. Не заставляйте ребёнка-«сову» заниматься с утра, он запомнит много меньше, чем мог бы. Однако вечернее время - не означает с 10 вечера и до полуночи. Оптимальный вариант для запоминания - с 6 до 9 утра (для «жаворонков») или с 19 до 21 часа вечера (для «сов»). Днём желательно вернуться к давно забытому тихому часу, прилечь или даже поспать. Если ребёнок тяжело засыпает и днём и ночью, можно, посоветовавшись с врачом, дать ему какие-то успокаивающие гомеопатические средства.
За что любите?
САМОЕ лучшее, что родители могут сделать для своих детей, сдающих экзамены - попытаться снять страх и повысить самооценку. Утверждения типа «Если ты любишь маму, то должен сдать экзамен» или «Ты должен сдать экзамен хорошо» с напоминаниями о потраченных на подготовку деньгах никуда не годятся.
Когда ребёнка наставляют таким образом, это может привести к неврозу. Ведь детей надо любить не за сданный экзамен или хорошие оценки, а просто потому, что они есть. Лучше использовать выражения спокойной уверенности, например: «Я знаю, у тебя всё получится, ты справишься» или «Конечно, ты сможешь сдать экзамен хорошо».
В случае провала постарайтесь убедить своё чадо, что это не конец жизни, что ошибки бывают у всех и в следующий раз всё обязательно получится.
«Как готовиться к экзаменам»
Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание
Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Как развивать мышление
Некоторые закономерности запоминания
Условия поддержки работоспособности
«Как вести себя во время экзаменов»
Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4-6 секунд),
— задержка дыхания (2-3 секунды).
Поведение во время ответа
Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!